Страницы

вторник, 17 апреля 2018 г.

Notre Dame de Paris/Собор Парижской Богоматери.

Французы говорят Notre Dame, испанцы — Nuestra Senora, англичане — Our Lady, а итальянцы — часто просто Santa Maria… Многие из кафедральных храмов в разных уголках мира посвящены Деве Марии, некоторые из них входят в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
 Сакральное сердце Парижа -
Парижской Богоматери собор:
В дожде к стальному цвету ближе
Величества готический узор.
О страшный суд с фасада храма!
Кому-то в рай идти, кому-то в ад...
И вся религия как драма,
Где двадцать восемь королей - стоят.
Жанна Баринова                   
Западный фасад
Среди многочисленных колоколен, непонятно как умещавшихся на островке Сите, призрачным великаном высился Нотр-Дам де Пари, известный у нас как Собор Парижской Богоматери.
Южный фасад
Ранним утром одного чудеснейшего дня я стояла на площади перед собором. Описать его лучше, чем это сделал Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери», — невозможно. Площадь окружали старинные дома, с южной стороны ее замыкал, возможно, самый старый французский госпиталь Отель-Дье. 
Вид с юго-востока островка Сите
Боже, ведь здесь когда-то танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой, отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло, по химерам собора карабкался Квазимодо, а по площади шествовали короли и королевы Франции и чеканил шаг Наполеон, чтобы быть провозглашенным под его готическими сводами императором.
Это, конечно, самое древнее место в столице. 
                  
Собор Парижской Богоматери -старинный католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите,  Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.
На свинцовой крыше вокруг шпиля — бронзовые скульптуры 12 апостолов и четырёх крылатых фигур тетраморфа
Апостолу Фоме дано лицо реставратора собора
                    Площадь перед собором («parvis de Notre-Dame», нотр-дамовская паперть; официально parvis Notre-Dame - place Jean-Paul-II) окружена рекой Сеной, старейшей городской больницей Отель-Дьё (c 651 года) и казарменным строением городской префектуры (Préfecture de police de Paris), откуда с треугольного фронтона прямо на собор взирает венценосная фригийская богиня Кибела (Цибелла). На площади находятся французский «нулевой километр», археологическая крипта и бронзовая скульптура Карла Великого и его лейдов.
             Нулевой километр
      Археологическая крипта
Памятник Карлу Великому, скульптор Луи Роше (1878)
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Кадры из одноименного фильма
Как считают современные археологи, на месте Нотр-Дам-де-Пари находились четыре различных храма: ( палеохристианская церковь IV в.,  меровингская базилика,   каролингский собор (перестроен после пожара в 857 г.  и   романский кафедральный собор. Последний был разрушен до основания, а его камни строители использовали в фундаменте нынешнего сооружения.
   Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено,  а в 1315 году закончена и внутренняя отделка
А в храме свеч, как тонны мыслей:
Надежда, бодрость, радость и печаль;
Поклон до пола ныне присных -
Венец Христа Спасителя встречай...
 
Реликварий тернового венца в Нотр-Дам де Пари                       Терновый венец
«Ecce Homo», Корреджо
                       Строительство западного фасада, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год. 
Трансепты
В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году
.
Он – уродливый, жалкий горбун!
В своём мире живя, чёрно-белом,
Содрогался от звука тех струн,
Что утешить его не сумели!
Крыша дома – Парижский Собор.
Но не помнит он Матери Божьей!
От людей – только смех и укор!
Эту боль заглушить – невозможно!
В.Евтушенко
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа) Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции
Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа 

Собор Парижской Богоматери ночью
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Вид от собора
Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.
В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».
Горгульи западного фасада
Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).
В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме
Собор был объявлен Храмом Разума.
                               
Центральный фронтон
Короли,галлерея
Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами, изображают царей из Ветхого Завета. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены.Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке.

Барельефы из хора часовни.
В 1977 году при проведении работ под одним из домов часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Двери украшены коваными рельефами.
Ковка западного портала. кузнец ремесленник Пьер Буланже.
Искушение дьявола
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».
Внешний вид апсиды
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.. .
 
О. Э. Мандельштам


Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй  и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.
Детали портала "страшного суда"
В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.
Роза западного окна
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре).
В центре её Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
Изнутри

Главный фасад собора имеет три портала. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.
Денисий парижский
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.
Святой Стефан
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Статуя Адама
Статуя Евы
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:
Angelique Françoise, весом 1765 кг (до-диез);
Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
Denise David, весом 670 кг (фа-диез).
Новые колокола собора Парижской Богоматери выставлены для публики
Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
 коврик монументального хора собора Нотр-Дам-де-Пари. Он был соткан 1825 по 1833 мануфактуры la Savonnerie
Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)
Орган 

Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. Наиболее важными являются реставрации, реконструкции и расширения Тьерри в 1733 году, Франсуа-Анри Клико в 1788 году, Аристида Кавайе-Колля в 1868, и Бойсо в 1960 году, а также сотрудничество с «Синаптель» в 1992 году, позволившее полностью компьютеризировать орган. Уже со времени реставрации Тьерри инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

 
В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера.

 
Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Сен-Сюльпис считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при участии которого инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электро-пневматическую.

 
В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптическим.

 
В настоящее время орган имеет 110 регистров и около 7400 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган Франции (по количеству труб его превосходит орган церкви Сент-Эсташ). [источник не указан 921 день]. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводил службы по три месяца в году. С 1990 года титулярными органистами собора Нотр-Дам де Пари являются трое музыкантов: Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Лёгю.
Мемориа архиепископа . Шапель Сен-Дени
Неизвестный скульптор лепил группу, представляющую Мадонну   (скорее всего)   Женевьев  и пастушка  , держащих прялку и веретено, Часовня святых отроков
                 
Николя Кусту (французский, 1658-1733): Пьета 1723
Весь рельеф отображает сцены из жизни Иисуса Христа от Благовещения до смерти
Св.Тереза
Порталы:
Нижняя часть лицевого западного фасада
Портал апартаментов
Статуя Синагога
Статуя Экклесия
Экклесия
Портал западного фасада
портал Святой Анны
Портал Богородицы
Иоанн Креститель
Собор является главным «действующим лицом» следующих произведений:
                                            
Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери (роман)» (1831).\
                                            
Осип Мандельштам. «Notre Dame» (1912).
                                            
Елена Чудинова. «Мечеть Парижской Богоматери (роман)» (2004).

Документальный фильм ТВ Франции "Собор Парижской Богоматери. Свидетель истории" (2014 г.).
Собор показан в документальном сериале «Жизнь после людей через 2000 лет».
В мюзикле Нотр-Дам де Пари (1998 г.), Первоначальная версия Франция-Канада, имеет множество версий в разных странах.

В мюзикле "Собор Парижской Богоматери", русская версия (2002 г.).

 
В фильме "Собор Парижской Богоматери", по роману Виктора Гюго, (1956 г.).
В фильме Горбун из Нотр-Дама, (1982 г.).
В фильме Горбун из Нотр-Дама, (1997 г.).
В фильме «Армагеддон» Нотр-Дам уничтожается вместе с центром Парижа из-за падения метеорита.
В фильме «Ван Хельсинг» Ван Хельсинг убивает здесь мистера Хайда.
В мультфильме «Тачки 2» собор показан в слегка изменённом виде.
В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» собор показан весьма подробно.
Упоминается в песне «Вера и свастика» из альбома 2011 года «Animal ДжаZ» группы Animal ДжаZ.
В фильме «Амели» у входа в собор погибает мать главной героини от падения на неё с крыши женщины-самоубийцы.
Упоминается в крылатой фразе из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965).
Показывается сверху в фильме"Мушкетеры в 3D".
В фильме "Я, Франкенштейн" (2014) в соборе находится штаб-квартира Ордена Горгулий.
 Интересные факты

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари. 
 
В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся по случаю смерти их кумира. В действительности же колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен
К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлились почти год — с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора были отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган
                      
К юбилею приурочен ряд религиозных и культурных инициатив, подготовкой которых занимается совместно парижская архиепархия и власти французской столицы, в январе почта Франции выпустили две памятные почтовые марки. Был создан специальный «маршрут паломника», следуя которому можно ознакомиться с малоизвестными фактами о прилегающей к собору территории и тайнами двора.
В мае 2013 г. известный французский писатель и эссеист Доминик Веннер покончил с собой перед алтарем собора в защиту традиционных ценностей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий