Собор Антверпенской Богоматери — римско-католическая приходская церковь в Антверпене. Принадлежит епархии Антверпена. Собор Антверпенской Богоматери был заложен в 1352 году, и хотя первый этап был закончен в 1521 году, строительство собора по сей день считается «незавершённым».
Спроектирован в готическом стиле архитекторами Жаном и Петером Амелями. Содержит ряд значительных работ известнейшего художника в стиле барокко Питера Пауля Рубенса, а также картины таких художников, как Отто ван Веен, Якоб де Бакер и Мартин де Вос.
Здание сильно пострадало во время пожаров 1434 и 1533 годов, иконоборчества в Западной Европе (Иконоборческое восстание в Нидерландах 1566 года), а также от обстрелов в годы Великой Французской революции. В настоящее время необходима его реставрация. Соборная колокольня-беффруа в числе многих подобных памятников входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
В настоящее время Собор Антверпенской Богоматери — главный кафедральный собор Антверпена, один из крупнейших храмов Римско-католической церкви. Собор издавна является символом города, памятником средневековой и готической культуры Является самым высоким собором в Бельгии, а также имеет самую высокую церковную башню Бенилюкса (123 метра). Его силуэт виден издалека с любой точки города и давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Церковь Пресвятой Богородицы (тоже, что и собор Антверпенской Богоматери) носит статус кафедрального собора с 1559 по 1803 гг. и с 1961 года по настоящее время.
Большая северная башня (вид с левого берега реки Шельды)
Колокольня башни собора является одной из 56 колоколен во Франции и Бельгии, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО ID 943—002. Внутри собора находятся два бесценных творения фламандской живописи XVII века, также входящих во Всемирное наследие: «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста» кисти Рубенса.
Первый камень в основание этой готической церкви был заложен в XIV веке, и только два века спустя работы были завершены. Там, где сейчас стоит кафедральный собор, с IX до XII века находилась небольшая часовня Божьей Матери, которая приобрела статус приходской церкви в 1124 году.
В течение двенадцатого столетия она была заменена большой романской церковью (длиной 80 метров и шириной 42 метра).Только после раскопок, проведённых в 80-х годах прошлого века, выяснилось, как выглядела церковь-предшественница. Однако от прежнего интерьера не осталось почти ничего.
Часы на башне
В 1352 году началось строительство нового собора, которому суждено было стать самой большой готической церковью Бельгии, а также крупнейшим готическим костёлом в Нидерландах
Первым строителем храма был мастер Жан Амель из Булони. Зодчий отдал этому сооружению сорок лет жизни, но умер, так и не увидев собор возведённым хотя бы на четверть, и завещал свое дело сыну Петеру. Строители один за другим сменяли друг друга — Жан Так, мастер Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик. Собор строился медленно, неторопливо, впитывая в себя черты новых эпох.
Группа статуй у основания
В начале сооружение по плану должно было быть увенчано двумя башнями равной высоты, но задуманному не дано было осуществиться по описанным ниже причинам. В 1521 году новая церковь Богоматери была готова. Возведение южной башни достигло только третьего яруса. Строительство храма было закончено после почти 170 лет работ. Однако собор строился гораздо дольше, чем указано. Строительные работы над зданием велись на протяжении двухсот пятидесяти лет — с 1352 по 1616 годы и по сей день его считают недостроенным.
В ночь с 5 на 6 октября 1533 года новый храм был сильно повреждён пожаром, уничтожившим большую часть здания. Поэтому завершение второй башни велось с опозданием, которое в дальнейшем привело к его отсрочке, как оказалось, навсегда — она вполовину меньше северной, и её увенчивает невысокий шпиль.
Кроме того, церковь стала кафедральным собором Антверпенской епархии только в 1559 году, но потеряла этот статус с 1801 года (после конкордата 1801 года или Конкордата Наполеона) и вновь была восстановлена в нём только с 1961 года.
Во время иконоборчества 20 августа 1566 года (приходившееся на начало Восьмидесятилетней войны), протестанты уничтожили большую часть интерьера собора.
Позже, в 1581 году, во время протестантской администрации, многие церкви Антверпена были подвергнуты конфискации имущества. Эти меры не обошли и главного собора. Множество художественных сокровищ было разрушено, удалено или продано. Власть Римско-католической церкви была вновь восстановлена в 1585 году с падением Антверпена.
В 1794 году французские революционеры, захватившие область, разграбили Собор Антверпенской Богоматери и нанесли ему серьёзный ущерб. Приблизительно в 1798 г. французская администрация была намерена снести здание, но эта идея была отменена указом самого Наполеона. На протяжении всей своей истории собор претерпел множество бедствий, но после каждого удара, его удавалось восстанавливать. В 1816 году собору из Парижа был возвращен ряд важных произведений искусства, похищенных из него ранее, в том числе три шедевра Рубенса. В течение всего XIX века храм был полностью восстановлен и обновлён.
Вид с башни
Последние реставрационные работы собора проводились с 1965 по 1993 годы. За это время была проделана большая работа по сохранению уникальной архитектуры и интерьера здания. В конечном итоге удалось сохранить его неповторимый облик.Колокольни Бельгии и ФранцииВ начале XV века, хор собора начал активное развитие своей музыкальной жизни, и, как следствие, важность собора в истории музыки в скором времени возросла. Один из наиболее значимых композиторов XV века Йоханнес Окегем служил в соборе викарием в 1443 году, а затем эту должность занимал другой будущий известный голландский композитор Якоб Обрехт с 1492 по 1497 годы.
Наиболее известными органистами собора были Генри Бредемерс (1493—1501), который впоследствии стал учителем детей Филиппа Красивого, а также известный английский композитор Джон Буль (1615—1628), который бежал во Фландрию, избежав правосудия в своей стране. Известно также, что он проработал органистом собора вплоть до своей смерти. Много других менее известных, но локально значимых композиторов, таких как Якобус Барбирей и Андреас Певернег, также работали в соборе.
Главный орган Собора Антверпенской Богоматери
Антверпенский кафедральный Собор имеет два основных органа. Главный орган Schyven-orgel, стоит на службе собора вот уже более 130 лет. Он был приобретен на щедрое пожертвование госпожи Марии Эухении Кемпенер, после её смерти 20 февраля 1878 года, которая завещала собору сумму 150.000 франков. 18 мая 1889 года был подписан договор с Брюссельской фирмой Schyven Walcker & Cie (впоследствии орган был назван в честь фирмы-изготовителя), по строительству и установке органа.
Работы над органом были завершены и уже в октябре 1891 года использовался для церковных служб. Орган имеет длину 10 метров и занимает пространство в три этажа. В его состав входят 90 регистров. На протяжении всего времени орган несколько раз настраивали и восстанавливали, но большинство его деталей всё ещё оригинальны. В 1986 году проводилась его последняя тщательная очистка и крупные реставрационные работы. Для Антверпенского собора Schyven-orgel является одним из инструментов первого порядка. Кроме того, существует новый орган, построенный в нео-барочном стиле фирмы Metzler из Швейцарии (1993).Сегодня обслуживание обоих органов ведется двумя перспективными молодыми органистами из Синт-Никласа Петером Ван де Вельде и Этьенном де Мункой.
Хор собора Антверпенской Богоматери (Antwerps Kathedraalkoor (AKK)) ведет своё летоисчисление с 1382 года. На протяжении сотен лет истории собора, хор существовал и развивался, не приостанавливая свою деятельность даже во время воин. В 1927 году хор восстановил эту традицию и в своей нынешней форме существует как «Хор мальчиков Антверпенского Кафедрального Собора» или «Хор Собора Антверпенской Богоматери». С 1971 года он является также и взрослым хором. В 1985 году был основан хор девочек.Хор мальчиков и хор девочек проводит песнопения вместе или попеременно, почти каждое воскресенье в 10:30 утра на мессах епархии Антверпенского собора и также регулярно даёт праздничные концерты на открытом воздухе. Ежегодно в июле проходят гастроли обоих хоров за рубежом.
В начале XVI столетия строительство Собора Антверпенской Богоматери, наконец, было закончено, и его величественный силуэт с причудливой башней в стиле пламенеющей готики воцарился над городом. Дивный звон сорока колоколов Антверпенского собора и его высота поражали современников. В свое время Карл V, император Священной Римской империи, поражался великолепием шпиля собора, считая даже, что он должен быть заключен в стеклянной оправе. Наполеон сравнивал шпиль собора с брабантским кружевом.
Знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер, побывавший в Антверпене как раз в ту пору, когда строительство собора подходило к концу, записал в своем дневнике: ...церковь Богоматери в Антверпене чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно проводится много служб, и они не сбивают друг друга. И там постоянно происходят роскошные празднования, и приглашают лучших музыкантов, каких только можно достать. В церкви много священных изображений и каменной резьбы, и особенно красива ее башня.
Известная английская писательница Уида, посещавшая Бельгию в середине XIX века, написала роман «Фландрийский пес», ставший позднее культовым произведением. В нём также описан и сам собор. Благодаря роману возрос приток туристов в Антверпен и во многом интерес к собору.
М. Ю. Герман писал: Вряд ли Антверпенский собор выдержал бы сравнение с мужественным изяществом собора Реймсского, с царственным совершенством Нотр-Дам де Пари. Но есть в нем нечто свое, некое угрюмое достоинство, словно здание гордится своей угловатой, лишенной банальности красотою, своей неповторимостью, даже своей затерянностью в чаще домов, что мешает ему открыться людям во весь свой могучий рост.
Западный фасад Собор Антверпенской Богоматери является классическим готическим крестообразным храмом и представляет собой семинефную базилику, пересеченную трансептом.
Крестообразный храм, известный ещё как базиликальный — тип храма, чей план имеет пересечение-крест в виде поперечного нефа (трансепта) между основным нефом (фр. nef, от лат. navis — корабль) и хором.
Момент соединения корабля (продольный неф) с трансептом называется латинский крест, зачастую увенчаный нервюрным (нервюр от фр. nervure — жилка, ребро, складка) или звездчатым сводом при пересечение башни и купола.Основная часть здания была построена с 1352 до 1521 годы. В строительстве был использован в основном кирпич и белый камень. Крыша и перекрытия делались из прочной древесины, преимущественно из дуба. Первый хор был завершен в 1415 году. После этого, одновременно с кораблем и трансептом были заложены основания обеих башен.
Полностью главный неф был завершен в 1487 году, хотя работы над трансептом все ещё продолжались до 1495 года. После этого на протяжении многих лет южная башня и пересечение оставались незавершёнными. В строительстве собора также принимал участие голландский архитектор Ромбут II Кельдерманс.
Большая часть архитектурных элементов собора выполнены на основе стиля зрелой, пламенеющей «брабантской готики», и представляет собой новый тип в рамках этого стиля. Таким образом, нет круговых колонн с применением коринфской капители, а использованы профилированные пучковые столбы без перерыва между ребрами крещатого свода.
Кроме того, было опущено отделение дуги между нефами и исключительно широкие проходы и трифориум. Вместо этого есть масверк, находящийся над арками разделения. Собор славится своим впечатляющим фасадом с западной стороны, во многом благодаря элегантной и импозантной Северной башни, которую видно из любой части города.
Большая северная башня (вид с левого берега реки Шельды) Антверпенский собор увенчан тремя башнями. Наибольшее впечатление производит грандиозная Северная башня собора, которая в буквальном смысле слова упирается в облака. Башню завершает восьмиугольная надстройка с легким, невесомым крестом наверху. Где-то посредине башни сверкает золотой циферблат башенных часов. Северная Башня, имея высоту 123 метра, является самой высокой колокольней в странах Бенилюкса.
Она была построена на средства города Антверпена и является шедевром поздней готики.
Её строительство было завершено в 1518 году. В конце XIX века, проводились первые восстановительные работы. Колокольня башни насчитывает сорок колоколов и карильон.
К колокольне в северную башню ведет однопролетная лестница, насчитывающая 515 шагов, но есть и лестницы, которые доступны только для смотрителей. Башня открыта для посещения ежегодно по средам с апреля до сентября.
Экскурсии в башню проводятся под пристальным наблюдением официальных смотрителей башни. Каждый фрагмент её интерьера неприкасаем и должен быть защищен.
Южная башня была запланирована той же высоты и симметричной относительно северной башни. Её строительство финансировалось за счет прихода, но из-за отсутствия денег, оно так и не было окончено. Южная башня так и остаётся незавершённой, по сей день она вполовину меньше северной, и её увенчивает невысокий шпиль. Так или иначе ни одна из двух башен не достигла высоты, указанной в планах.
Над средокрестием возвышается причудливый купол фонарной башни. Башня возвышается над трансептом собора и её окружает три этажа окон. Назначение этой башни в освещении темных просторов огромного здания, в частности центрального нефа и хора.
Неф Антверпенского собора
Антверпенский собор многократно ремонтировался и заново обставлялся, впитывая в себя черты новых эпох. Из оригинального интерьера почти ничего не сохранилось. Во время иконоборческих восстаний времен Реформации пострадала большая часть интерьера. Витражи, статуи, памятники, десятки алтарей, усыпальниц, могил и святынь были осквернены и разрушены десятками кальвинистов.
Altar of a Chapel at the Cathedral of Our Lady
Были навсегда утрачены многие картины и реликвии. От оригинального убранства осталось только изображение Мадонны из мрамора XIV века и несколько старинных фресок, свидетельствующие о поздней готической структуре здания. Позднее собор был восстановлен в стиле барокко и спустя век снова достиг былой красоты, только уже в неоготическом стиле.
Altar of a Chapel at the Cathedral of Our Lady
Интерьер церкви множество раз воссоздавался заново и это именно то, что делает её такой особенной: в церковном убранстве переплетены элементы самых разных стилей: готика, барокко, рококо, ренессанс и неоготика.
Главный неф с кластерными столбами
Внутри собор наполнен светом и поражает своей огромностью и пустотой. Это впечатление сохраняется даже тогда, когда во время торжественных богослужений он заполняется до отказа — никакая масса людей, кажется, не в состоянии заполнить его.
Интерьер Антверпенского собора строг и торжественен. Росписи купола сделаны в 1647 году мастером Корнелиусом Схютом. Архиепископская кафедра в пышном барочном стиле изготовлена скульптором Ван дер Воортом в 1713 году. Её украшает обильная резьба: деревья, птицы, многочисленные фигуры, орнамент. Оконные витражи, изображающие библейские сюжеты, выглядят так же роскошно, как и убранство алтарей.
Алтари
The Descent from the Cross (1612–1614, Antwerp) by Peter Paul Rubens in einer Ausstellung in der Liebfrauenkathedrale
Главный вход в собор отмечает могучий стройный портал. Его украшает сложный, в три яруса, рельеф Страшный суд. В передней части собора изображена сцена с Ковчегом Завета. Сам алтарь выполнен в стиле позднего рококо, напротив него изображена фреска Братства Святого Причастия.
Jacob de Backer - The Last Judgement
Quentin Massys: Die Beweinung, 1509-1511 in einer Ausstellung in der Liebfrauenkathedrale. Sonst: Artesis Hogeschool Antwerpen
Передняя левая часть собора имеет ряд красивых темных панелей с девятью исповедальнями. Над ними изображены Двенадцать апостолов сопровождающих двенадцать женских фигур. В купольной части часовни находится картина Божией Благодати, в честь которой будет названа церковь в Антверпене. Некоторые фрески были восстановлены из первоначальных (до иконоборчества 1566 года), другие полностью заменены. Собор имеет также несколько витражей с религиозными изображениями.
Карл V, император Священной Римской империи отметил, что шпиль должен находиться в стеклянной оправе. Наполеон сравнивал шпиль собора с брабантским кружевом. Для обслуживания самого большого колокола в башне требуется 16 звонарей. Западный вход обставлен статуями миссионера cв. Виллиброда. Он, как полагают, мог находиться в Антверпене в XVII веке.
Собор окружают многочисленные капеллы, в которых погребены антверпенские горожане, епископы, государственные деятели. Здесь находится мраморный саркофаг епископа Амброзио Мариуса Капелло, бронзовое надгробие Изабеллы Бурбонской — жены бургундского герцога Карла Смелого. На территории собора также находится стела, богато украшенная скульптурами и скиния в форме Ковчега Завета.
В настоящее время за определённую плату, можно посетить внутренние помещения собора и все произведения искусства в его интерьере. В центре Антверпена есть также сувенирные магазины, где можно купить путеводители и книги о соборе на нескольких языках (в том числе на русском).
Основные художественные произведения
Peter Paul Rubens - The Assumption of the Virgin Mary
«Воздвижение Креста Господня»,1610 (Рубенс)
В интерьер собора входят, как считается, лучшие работы известнейшего фламандского художника Питера Пауля Рубенса: монументальные полотна «Воздвижение Креста Господня», «Успение Пресвятой Девы Марии» и «Воскрешение Христа». Они были написаны специально для Антверпенского собора.
Особенным драматизмом и экспрессией выделяется полотно «Снятие с креста» - составляет основу одноименного триптиха, написанное Рубенсом в 1612 году после его возвращения из Италии. В задней части главного алтаря находится картина «Смерть Мари», местного мастера Абрахама Матиссена.
. Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко. Написана по заказу ордена мушкетеров, покровителем которого является Святой Кристофер. (Его же и изобразил художник на левом краю композиции)Две из эти работы были изъяты из собора и увезены во Францию Наполеоном, но были возвращены в храм в XIX веке «Успение Пресвятой Девы Марии», 1626 (Рубенс)Полотно было использовано в качестве замены старой алтарной стены, удаленной в 1581 году. «Кана» (Мартин де Вос)
The Marriage at Cana, by Maerten de Voos (1597). Cathedral of Our Lady, Antwerp
Остатки росписи Сцены обрезания. Аноним начала пятнадцатого века (часть росписи на стене часовни у входа в собор) «Смерть Мари», 1633 (Абрахам Матиссен) «Судный день» 1580 (Якоб де Бакер)
Триптих, написанный в память Кристофера Плантина.
Наибольшее впечатление производит центральная панель монументального полотна, изображая приход Апокалипсиса. «Vera effigies» Лик Христа. (38 х 32 см) Живопись маслом на белом мраморе, возможно является образцом германской школы настенной живописи, охватывающей период с конца семнадцатого века.
Frans Francken (I) - Jezus bij de geleerden in de tempel
Мадонна с младенцем из каррарского мрамора (1,27 м в высоту). Это анонимная работа известна как прекрасный образец готической скульптуры XIV века и в частности школы Мёз (Маас). Происхождение этой статуи связано с «Мастерской Мраморных Мадонн провинции Маас», которая специализировалась на изготовлении подобных мраморных статуй и размещалась в 1350 году в окрестностях Льежа (приблизительно в то время она и была изготовлена). Статуя была установлена в соборе в 1866 году.
The Multiplication of the Loaves, by Ambrosius Francken
Деревянная скиния с медно-золотым Ковчегом Завета в стиле позднего рококо, покрытым барельефами прообразов Евхаристии. На алтаре изображено Братство Святого Причастия (было заказано самим Братством). Работа над скинией была выполнена Хендриком Вебруггхеном Франсом (1654—1724) и Хенриком Поттером II (1725—1781) под руководством Игнатия Ёдуса Пикавета.
Peter Paul Rubens - The Resurrection of Christ
Девять исповедален 1713 года (секции для них были доставлены из Цистерцианского аббатства Сен-Бернар в Хемиксеме (провинция Антверпен). Исповедальни были собраны в том виде, как они выглядят сейчас, лишь после Великой Французской Революции).
хоры
В период с 1682 по 1683 годы, прелат Гильем Керрик был известным бондарем собора и руководил «дегустацией вина» для новой алтарской стены. (Эта работа также включала в себя тяжелый труд со множеством этапов: от сбора винограда до его сортировки и приготовления вина.) По его трудам стало известно о многих реликвиях и ценностях собора, вывезенных во все округи, и по которым удалось отыскать какую-то часть из них.
В период с 1682 по 1683 годы, прелат Гильем Керрик был известным бондарем собора и руководил «дегустацией вина» для новой алтарской стены. (Эта работа также включала в себя тяжелый труд со множеством этапов: от сбора винограда до его сортировки и приготовления вина.) По его трудам стало известно о многих реликвиях и ценностях собора, вывезенных во все округи, и по которым удалось отыскать какую-то часть из них.
В 1798 году, в период французского господства, существенная часть интерьера собора была распродана на аукционах и разошлось в разные уголки Европы. В 1991 году пять мраморные рельефов были выкуплены из аукционного дома Кристис в Лондоне, в то же время в самой провинции Антверпен выли куплены ещё 2 фрагмента. Шестая и последняя часть рельефа была возвращена собору уже в 1996 году.
Особая преданность уделяется древней скульптуре известной как Антверпенская Богоматерь (изготовлена из полихромного ореха XVI века, высотой 1,80 метра), которая уцелела одной из немногих ценностей церковной утвери, избежавших суровые времена иконоборчества и предрассудков 1568 года. Сегодня статуя сопровождается изображением 4-х евангелистов на фоне земного шара и лунного полумесяца.
Собор является одной из важнейшей достопримечательностей города, а также любимым аттракционом для туристов. Ежегодно его посещают около 320.000 человек каждый год. Но это является крайней необходимостью, поскольку затраты на содержание собора составляют 1,5 млн евро в год, при условии, частичной окупаемости за счет денег, уплаченных туристами за посещение.
Легенды и мифы Антверпенского собора
Существует легенда, что в далёкие времена на том месте, где теперь стоит Антверпен, возвышался замок злобного великана Друона Антигона, который обложил всю округу непосильной данью, а недоимщикам отрубал руку. Так продолжалось до тех пор, пока не явился доблестный воин Сальвий Брабо, который вызвал великана на бой, отрубил ему руку и бросил её в реку Шельду. Отсюда, как рассказывают, и произошло название города — «Бросить руку». С высокой часовни Антверпенского собора хорошо видна река и небольшой постамент в честь Сальвия Барбо.
Покровительницей города издавна считалась Дева Мария, и главная святыня города — древняя статуя Мадонны — долгие века хранилась в маленькой часовне на городской площади. И именно эта статуя осталась единственной нетронутой во время бедствий и разграблений храма. Многие верят, что за своё «чудесное» спасение статуя, как и собор обязана своей покровительнице. На этот счет существует поверие, что до тех пор пока статуя сохранна и на своём месте, то и город будет в безопасности. Антверпенцы безумно любят свою Мадонну и ценят превыше всего.
Интересные факты
Строительство собора заняло в совокупности 250 лет. Интерьер церкви воссоздавался заново разными художниками и скульпторамии на протяжении нескольких веков и это именно то, что делает её такой особенной. В церковном убранстве переплетены элементы самых разных стилей: готика, барокко, рококо, ренессанс и неоготика. Из-за своего уникального фасада и строения колонн, собор может вместить до 25.000 человек. Это один из самых вместительных соборов мира. Собор имеет карильон с 49 колоколами . Общая масса всех колоколов собора 27.648 кг . Самый тяжелый колокол Karolus (1507) весит 6434 кг . Расходы на поддержание собора составляют 1,5 млн евро в год. Для обслуживания самого большого колокола в башне требуется 16 звонарей
Собор имеет 57 постоянных алтарей, распределеных по всему зданию. Schyven — основной орган собора девятнадцатого века, имеет 90 регистров и 5770 труб
Rynck Patrick. The Cathedral of Our Lady in Antwerp. — Ghent: Ludion, 2005.
http://www.dekathedraal.be/
Комментариев нет:
Отправить комментарий